Яндекс.Метрика Типизация территорий Томской области по оценке уровня развития фармацевтического рынка
Каждый слышит то, что понимает. Гете Трудных наук нет, есть только трудные изложения. А.И. Герцен. Часть материалов сайта доступна только подписчикам. На период подписки они имеют возможность оперативной консультации по статистическому анализу биомедицинских данных. Запрос на подписку направляйте редактору БИОМЕТРИКИ.
Методические подходы к типизации административных территорий Томской области по оценке уровня развития фармацевтического рынка

Содержание

Введение
Практическая часть
Выделение объективных группировок районов Томской 
области по показателям социально-экономического развития

  1. Краткое описание статистических методов, использованных для типизации районов
  2. Построение дендрограмм
  3. Группировка методом К-средних
  4. Сравнения группировок полученных двумя методами 
Оценка параметров фармацевтического рынка в сформировавшихся территориальных группах
  1. Группировка районов по показателям фармацевтической помощи методом построения дендрограмм
  2. Группировка районов по показателям фармацевтической помощи методом К-средних
Эконометрические уравнения регрессии для фармацевтических показателей
    1. Уравнение регрессии для расчета количества аптек
    2. Уравнение регрессии для расчета количества аптечных пунктов
    3. Уравнение регрессии для расчёта товарооборота муниципальных аптечных организаций
    4. Уравнение регрессии для расчёта количества провизоров муниципальных аптек
    5. Уравнение регрессии для расчёта количества фармацевтов муниципальных аптек
Канонический анализ связи социально-экономических показателей и показателей развития фармацевтического рынка
Выводы
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
Литература


Введение

Осуществление типизации субъектов федерации по основополагающим проблемам имеет определенную цель - выделить общее в подходах и формах решения различных проблем территориальных образований. Это необходимо для выявления адекватных мер воздействия на региональное развитие, т.е. реализации направления региональной политики - территориального управления. Данное направление характеризуется тем, что оно относится ко всем субъектам, действует повсеместно. Поскольку реализация проблемного направления предполагает разработку специальных целевых программ, то мероприятия последних должны способствовать реализации мероприятий местных администраций по решению своих локальных программ. Вот почему нам представляется целесообразным произвести типизацию территориальных образований по доминантным проблемам, увязать с вопросами локализации территории и реализации целевой программы по решению задач местного уровня.

Сейчас нет необходимости доказывать факт возросшего в настоящее время интереса к территориальным исследованиям. Передача существенных прав местным органам власти осуществилась одновременно с передачей больших обязанностей, что побуждает администрации областей и отдельных административных территорий разрабатывать планы развития соответствующих районов. В свою очередь территориальные органы власти стали понимать необходимость формирования специальной местной политики. Появление так называемых депрессивных территорий и необходимость разработки для них специальных мер социальной помощи - дополнительно свидетельствуют о важности региональных исследований на всех уровнях. Современный социально-политический кризис только усилил исходную неоднородность районов.

Вряд ли имеет смысл рассчитывать на автоматизм осознания бесперспективности обособленного развития. Насущная задача государства видится не только в декларации преимуществ единого экономического пространства, но и принятии действенных мер в этом направлении. К их числу относятся различного рода программы, направленные на решение социальных проблем. Периодическое появление проблем есть закономерное следствие неравномерности развития хозяйства. Эти проблемы концентрируются на определённых территориях, порождая возникновение так называемых проблемных территорий. 

Для целей прогнозирования хозяйственного развития проблемной территории необходимо выявить его экономическую основу, своеобразную "кристаллическую решетку". Эта основа представляет собой объединение наиболее тесно взаимосвязанных элементов хозяйства. Совокупность таких элементов и связей между ними выше названные авторы определили как территориальную систему (ТС). Конкретный состав ТС зависит от специфики региона и характера решаемой проблемы. 

Территориальная структуризация - выделение административно-территориальных образований (АТО) необходимо по многим причинам, прежде всего в связи с необходимостью организации управления. Различные АТО, имея разную предысторию развития, разные природно-климатические условия, разное экономико-географическое положение и т.п., требуют разных форм и методов реализации единой социальной политики. 

Вопрос о нормативах обеспеченности населения сетью аптек и фармацевтическими кадрами является одним из актуальных тем вопроса широты ассортимента и доступности лекарственной помощи населению, как одной из составляющих социальной политики.

Практика показывает, что одним из решающих факторов дальнейшего развития этой сети и улучшения качества лекарственной помощи населению является количественный рост сети аптек с одновременным достаточным обеспечением этой сети фармацевтическими кадрами высшей и средней категории.

Однако исследования показывают, что в условиях изменяющейся российской экономики возникли существенно новые и весьма важные факторы, влияющие на формирование потребности городского и сельского населения в лекарственной помощи. В связи с этим одной из целей настоящей работы было применение эконометрических моделей как основы для дальнейшей разработки научно обоснованных нормативов развития аптечных организаций.

Разработка модели обеспечения населения качественной и доступной лекарственной помощью включает следующие этапы: выбор факторов и отбор наиболее значимых; построение матрицы наблюдений; оценка эконометрических моделей зависимостей; экономическая интерпретация полученных моделей. Построение многофакторных моделей дает возможность количественно выразить влияние отобранных факторов на уровень фармацевтической помощи.

Исходя из выше изложенного нами поставлены следующая цель: обосновать методический подход к типизации районов обособленной административной территории по уровню организации фармацевтической помощи. В соответствии с целью исследования нами был реализован комплекс задач по формированию информативных признаков к отнесению районов в типовые группы. Все используемые признаки являются показателями обязательной статистической отчетности. Далее с использованием методов регрессионного анализа произвести оценку эконометрических уравнений связи между показателями развития рынка фармацевтических услуг и социально-экономическими показателями территории. 

Объекты исследования: 18 районов области и город Томск, описываемые показателями статистической отчетности характеризующими социально-экономические развитие и рынок фармацевтических услуг за три отчетных года (1996 - 1998гг.). Выбор в качестве точек наблюдения этих трёх лет обусловлен относительной стабильностью этих признаков в данный  период времени. Исходные показатели параметров социально-экономического состояния представлены в приложениях.

Оценка эконометрических моделей производилась с использованием статистических пакетов 
SAS 6.12 , S-PLUS 2000 , SPSS 10.0.7 , NCSS-2000  и STATISTICA-99. В исследовании были использованы следующие методы статистического анализа: кластерный анализ, корреляционный анализ, регрессионный анализ, а также анализ канонических корреляций.  Исходный массив данных содержит 14 показателей социально-экономического состояния и 5 показателей отражающих уровень фармацевтической помощи по 19 районам Томской области за три года (1996 - 1998гг.). Т.о. общее количество наблюдений равно  57. Рабочая гипотеза заключается в предположении, что в нормальных экономических условиях уровень развития рынка фармацевтических услуг населению области  непосредственно связан с уровнем социально-экономического развития территории. Проверка рабочей гипотезы осуществлялась в следующей последовательности:

  1. Выделение объективных группировок районов по показателям социально-экономического развития (с предварительным преобразованием этих показателей к единому масштабу изменения). Число таких группировок оценивается в интервале 2-6.
  2. Ранжирование социально-экономических показателей, по которым выделенные группировки имеют статистически значимые различия.
  3. Выделение методами кластерного анализа объективных группировок районов по показателям фармацевтической помощи населению (с предварительным преобразованием этих показателей к единому масштабу изменения). Число таких группировок оценивается в интервале 2-6.
  4. Ранжирование показателей фармацевтической помощи населению, по которым выделенные группировки имеют статистически значимые различия.
  5. Оценка связи между группировками по социально-экономическим показателям и показателям фармацевтической помощи.
  6. Оценка эконометрических регрессионных уравнений между показателями фармацевтической помощи населению области и показателями социально-экономического развития (по всей области в целом). Оценка уравнений производится в классе линейных зависимостей для каждого из показателей фармацевтической помощи населению. В полученных уравнениях регрессии для социально-экономических показателей вошедших в уравнение с уровнем значимости менее 5% (ошибка первого рода) производится ранжирование по степени влияния на зависимую переменную (показатель фармацевтической помощи населению).
Для статистического анализа все количественные признаки предварительно стандартизовались и нормировались. Такая процедура приводила к одному масштабу все признаки, что не позволяло усиливать влияние признаков с большими значениями и интервалом изменений в последующих процедурах кластеризации.

К полной версии работы ...


Наш адрес:

1997 - 2017.© Василий Леонов

Возврат на главную страницу.

Возврат в КУНСТКАМЕРУ.
Rambler's Top100