Яндекс.Метрика

Статистика в кардиологии

Каждый слышит то, что понимает. Гете

Статистика посещаемости БИОМЕТРИКИ

16.05.2011 г. на сайт пришло 2561 человек, открывших 3205 страниц
14.11.2011 г. на сайт пришло 2106 человек, открывших 3250 страниц
14.12.2011 г. на сайт пришло 2640 человек, открывших 3452 страницы
17.01.2012 г. на сайт пришло 2439 человек, открывших 3097 страниц
03.03.2012 г. на сайт пришло 2219 человек, открывших 3019 страниц
30.05.2012 г. на сайт пришло 3512 человек, открывших 4706 страниц
06.03.2014 г. на сайт пришло 2556 человек, открывших 3179 страниц
08.02.2015 г. на сайт пришло 2341 человек, открывших 2682 страницы

Если приходят, значит полезное находят.
.  
Пишите нам на адрес

Выбрав любое изображение, кликните по нему мышкой, и Вы прочитаете о том, как ...

Редактор БИОМЕТРИКИ
В. Леонов

Яндекс
цитирования
Яндекс цитирования
 
25 наиболее популярных ссылок, посещаемых читателями нашего сайта

http://www.biometrica.tomsk.ru/Leonov_Erevan_2015.pdf
http://www.biometrica.tomsk.ru/erevan_8.html
http://www.biometrica.tomsk.ru/potencial.htm
http://www.biometrica.tomsk.ru/UNESCO%202010.pdf
http://www.biometrica.tomsk.ru/zakaz.htm
http://www.biometrica.tomsk.ru/zakaz_28.htm
http://www.biometrica.tomsk.ru/kk.htm
http://www.biometrica.tomsk.ru/erevan_3.html
http://www.biometrica.tomsk.ru/stat_cardio1.htm
http://www.biometrica.tomsk.ru/error.htm
http://www.biometrica.tomsk.ru/STAT_CARDIO_2014.pdf
http://www.biometrica.tomsk.ru/logit_9.htm
http://www.biometrica.tomsk.ru/stat_cardio7.htm

http://www.biometrica.tomsk.ru/poisk.htm
http://www.biometrica.tomsk.ru/zakaz_19.htm
http://www.biometrica.tomsk.ru/lis.htm
http://www.biometrica.tomsk.ru/kamchat.htm
http://www.biometrica.tomsk.ru/biometrica_15.htm
http://www.biometrica.tomsk.ru/zakaz_15.htm
http://www.biometrica.tomsk.ru/poisk_vak.htm
http://www.biometrica.tomsk.ru/biometrica_15.htm
http://www.biometrica.tomsk.ru/stat_cardio5.htm
http://www.biometrica.tomsk.ru/krasnojarsk.htm http://www.biometrica.tomsk.ru/erevan_3.html
http://www.biometrica.tomsk.ru/logit_6.htm



Если Вы сторонник
использования
статистики,
разместите на своём сайте
HTML-код нашего
баннера:

BIOMETRICA - журнал для сторонников доказательной биологии и медицины



СТАТИСТИЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ ДАННЫХ
ДЛЯ ДИССЕРТАНТОВ

Центр БИОСТАТИСТИКА выполняет работы по статистическому анализу экспериментальных данных уже более 30 лет. В его составе исследователи России, США, Израиля, Англии, Канады и других стран. Услугами Центра пользуются аспиранты и докторанты в области медицины, биологии, социологии, психологии и т.д. Стандартные сроки анализа данных: для статей и докладов - 5-10 дней, для кандидатских диссертаций 1 месяц, для докторских диссертаций 1,5 месяца. (См. далее)

Отзывы заказчиков по статистическому анализу данных


В. Леонов. Цели, возможности, и проблемы использования биостатистики в доказательной медицине. Доклад на Конференции по доказательной медицине в Ереване «От доказательной медицины к доказательному здравоохранению» (24 - 26 сентября 2015 года).

Фоторепортаж с Конференции по доказательной медицине в Ереване.

Фоторепортаж с семинара по биометрике в Ереване, прошедшего после конференции по доказательной медицине (24 - 26 сентября 2015 года).

Отзывы слушателей семинара по биометрике в Ереване в сентябре 2015 г.

Вот к чему приводит безграмотное использование статистики в диссертациях: Приказы Минобрнауки России о снятии диссертации с рассмотрения


Логистическая регрессия в медицине и биологии
1. Логистическая регрессия. Основные понятия и возможности метода.
2. Логистическая регрессия. Анализ массивов большой размерности.
3. Логистическая регрессия. Примеры анализа реальных данных.
4. Логистическая регрессия и ROC-анализ.
5.Особенности логистической регрессии в акушерстве.
6.Особенности логистической регрессии в психиатрии, психологии и социологии.
7. Пример использования логистической регрессии для расчёта прогноза исхода оперативного лечения.
8. Логистическая регрессия  - "вершина пирамиды". А в "фундаменте" - что?
9. Как повысить качество логистической регрессии.


Камчатская биометрика-2014. Семинар по биометрике в камчатском НИИ КамчатНИРО. (24.03.2014-3.04.2014).

Камчатская фото-биометрика-2014. Фоторепортаж с семинара по биометрике в Петропавловске-Камчатском.

Отзывы слушателей семинара по биометрике в Петропавловске-Камчатском


Примеры отличных результатов анализа данных в диссертациях по медицине и биологии
В.В. Половинкин
. ТОТАЛЬНАЯ МЕЗОРЕКТУМЭКТОМИЯ — ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛЕЧЕНИЯ СРЕДНЕАМПУЛЯРНОГО И НИЖНЕАМПУЛЯРНОГО РАКА ПРЯМОЙ КИШКИ.

Н.Г. Веселовская.  КЛИНИЧЕСКОЕ И ПРОГНОСТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЭПИКАРДИАЛЬНОГО ОЖИРЕНИЯ У ПАЦИЕНТОВ ВЫСОКОГО СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОГО РИСКА.

О.Я. Васильцева. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, КЛИНИЧЕСКОГО ТЕЧЕНИЯ И ИСХОДОВ ТРОМБОЭМБОЛИИ ЛЕГОЧНОЙ АРТЕРИИ ПО ДАННЫМ ГОСПИТАЛЬНОГО РЕГИСТРА ПАТОЛОГИИ.

В.А. Габышев.  ФИТОПЛАНКТОН КРУПНЫХ РЕК ЯКУТИИ И СОПРЕДЕЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ.


Последние отзывы на проведённый анализ данных

Ахметов А., Казахстан.

М.В. Емельяненко, врач-кардиолог, ФКУ «Центральный военный госпиталь имени П.В. Мандрыка» МО РФ, Москва.

Надинская М.Ю., к.м.н., доцент кафедры пропедевтики Первого МГМУ им.И.М.Сеченова.
С сайтом www.biometrica.tomsk.ru  я познакомилась около 10 лет назад, когда в России начали широко обсуждать «доказательную медицину». На этом сайте о «доказательной медицине» не только говорили, но и предлагали её «делать», проводя современный статистический анализ данных исследований. Некоторое время назад мне представилась возможность принять участие в этом процессе. Выслала свою Базу данных и её описание в соответствии с представленными на сайте образцами, и в тот же день получила приглашение обсудить через Скайп возможности статистического решения задач моего исследования...

Левашёва Светлана Владимировна, аспирант Башкирского Государственного Медицинского Университета, г. Уфа.
Нужна грамотная и быстрая обработка материала для диссертации? Даже не сомневайтесь – Вам сюда! До обращения в Центр «БИОСТАТИСТИКА» я уже делала попытку обработать собранные мною данные (у практикующего статистика). В итоге получила результаты, о значениях которых мне так и не было дано внятного ответа... 
 

Коровкина Анна, врач-стоматолог, г. Калиниград.
Добрый день, уважаемые коллеги! Из всех прочитанных отзывов я поняла, что буду «первой» из профессии стоматологов. Знакомство c Леоновым Василием Петровичем произошло думаю не случайно, потому как до сих пор не могу остановится в написании научных трудов. Сайт БИОМЕТРИКА открыл для меня безграничные возможности статистической обработки данных и внедрение их в клиническую практику...

В.А. Габышев, Институт биологических проблем криолитозоны СО РАН, Якутск.
Работая над докторской диссертацией, я постепенно пришел к убеждению, что мне необходимо применить современные статистические методы. Материал для своей работы собирал много лет, получился серьёзный массив данных о флористическом, ценотическом составе фитопланктона рек Восточной Сибири, о гидрохимии и других параметрах среды...

Хван Н.В., Алматы, Казахстан Уважаемые диссертанты! Хочу поделиться своим опытом сотрудничества со специалистами Центра «Биостатистика».

Гражданкина Д.В.,
НГМУ, Новосибирск
. Работаю я ассистентом кафедры эндокринологии Новосибирского медуниверситета. Вопрос о том, как и кому выполнять статистический анализ данных для диссертаций, статей по медицине, волновал меня довольно давно...

Веселовская Н.Г., Алтайский кардиоцентр, Барнаул. Хочется поделиться своими впечатлениями от работы с центром БИОСТАТИСТИКА. Итак, это не первое моё сотрудничество с центром. В 2006 г центром БИОСТАТИСТИКА был проведён анализ материала, который вошёл в мою кандидатскую диссертацию...  

Поддубная О.А., доктор медицинских наук, доцент кафедры Восстановительной медицины, физиотерапии и курортологии Сибирского Государственного медицинского университета

Медянникова И.В., кандидат медицинских наук, ассистент кафедры акушерства и гинекологии Омской государственной медицинской академии

Крупская Ю.А. (Ростов-на-Дону)

Чекмарев А.С., аспирант кафедры дерматовенерологии, микологии и косметологии РМАПО, член совета студентов медицинских и фармацевтических ВУЗов при Министерстве Здравоохранения и Социального развития России (Москва)

Максимова С.С., с.н.с. НИИ здоровья, Якутск


Петри А., Сэбин К. Наглядная медицинская статистика. Учебное пособие. 3-е издание. Пер. с англ. В.П. Леонова. 2015. - 216 с.
Предыдущие издания оригинала этой книги были опубликованы в 2000, 2005 и 2009 гг. Третье издание книги, как и два предыдущих, имеет целью донести до читателя основные понятия и принципы медицинской статистики, которые достаточно широко используются зарубежными медиками и биологами.

Леонов В.П. "Статистика в кардиологии. 15 лет спустя". Журнал "Медицинские технологии. Оценка и выбор", 2014, №1, с. 17-28.

Отзывы читателей обзора "Статистика в кардиологии. 15 лет спустя".

Реалии кардиологической науки в Российском кардиологическом научно-производственном комплексе. Читайте приказы ВАК № 353/нк, № 354/нк, № 355/нк об отказе в выдаче дипломов кандидата наук.

Доклад ЮНЕСКО по науке 2010 г.

Балакшина Н.Г., Кох Л.И., Леонов В.П. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ИСХОДОВ ХИРУРГИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ ГНОЙНЫХ ВОСПАЛИТЕЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ПРИДАТКОВ МАТКИ

ГОСТ Р 50779.10-2000 «Статистические методы. Вероятность и основы статистики. Термины и определения», М.: Госстандарт России.

БИОМЕТРИКЕ - 15 лет! А что было раньше? И что теперь?  Леонов В.П.
15 лет... Возраст немалый... Как появился наш сайт? И стал ли он популярным?
Первоначально наш сайт был разделом на сайте Доктор.Ру, который был создан в Хабаровске. Вот как выглядел этот раздел, например, 20 июля 2001 года. Поскольку в те годы скорость передачи информации в интернете была невысокая, то для облегчения доступа к материалам БИОМЕТРИКИ мы открыли "зеркала" (копии) в таких городах, как Томск, Владивосток, Москва, Киев. В дальнейшем, когда сайт Доктор.Ру переехал в Москву, был сделан отдельный хостинг БИОМЕТРИКИ в Томске. Со временем необходимость наличия "зеркал" сайта в других городах отпала, и БИОМЕТРИКА осталась в Томске. Читатели БИОМЕТРИКИ в своих письмах часто задают вопрос о том, каковы были мотивы создания этого сайта? Чтобы немного рассказать об этом, вернёмся на 27 лет назад, в прошлое.

КАМУФЛЯЖНЫЕ МЕМЫ ИНФОЦЕНОЗА НАУЧНЫХ ШКОЛ

В.П. Леонов

Философия математики: Актуальные проблемы.
Материалы Международной научной конференции
"Философия математики: Актуальные проблемы."
Москва, МГУ, 15-16 июня 2007  г.
М., Изд. Савин С.А., 2007. - с. 212-216

 

 

Наряду с математизацией знаний

происходит и математизация глупостей.

В.В. Налимов

 

До недавнего времени ценология была сугубо биологической наукой, изучавшей соотношения внутри определённой совокупности растений, животных и микроорганизмов, населяющих некоторую территорию. Биоценология изучала биоценозы, используя для этого определенные методы и подходы, в частности, классификацию обитателей этого ценоза, их взаимоотношения и т.д. Работами Б.И. Кудрина [Исследования технических систем как сообществ изделий – техноценозов.  Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1980. – М.: Наука, 1981. – С. 236–254.] и В.И. Гнатюка [Гнатюк В.И. Закон оптимального построения техноценозов. – Выпуск 29. Ценологические исследования. – М.: Изд-во ТГУ – Центр системных исследований, 2005. – 384 с.] и их учеников было показано, что аналогичные подходы могут быть использованы и для анализа техноценозов. За последние 20-30 лет сформировалась наука технетика [Попов М. Х. Некоторые вопросы терминологической системы технетики], изучающая такие техноценозы. Большую роль в анализе техноценозов отводится негауссовым, ранговым гиперболическим H-распределениям. Как известно, подобные распределения, в частности распределения Ципфа, Парето, Мандельброта и т.д. активно применяются в анализе большого класса социальных и экономических явлений.

 

Проводя аналогию между биоценозом и техноценозом, можно говорить и о таком явлении, как инфоценоз, содержащем информационную компоненту человеческой деятельности. Здесь также возможны процедуры выделения классификационных таксонов, аналогичных иерархии «вид, род, семейство, отряд или порядок, класс, тип или отдел, царство». Как и в иных ценозах, такая систематика может быть построена на разных принципах. В зависимости от используемых принципов классификации в качестве дискретных, элементарных особей-объектов, при этом могут быть использованы как отдельные единицы хранения (книга, журнал и т.д.), так и отдельные публикации (статьи, диссертации и т.д.). Как и в биоценозе в инфоценозе можно наблюдать конкурирующие взаимодействия, отдельные цепочки взаимодействующих между собой особей-объектов. Все эти особенности могут обнаруживать себя лишь в пространстве фиксируемых исследователем признаков.

 

Уже на 1 Библиографическом съезде России в 1895 г. Н.М. Лиссовский ввел термин «библиографическая статистика», который в 1969 г. был заменён А. Притчардом термином «библиометрия». Притчард определил библиометрию как «применение математики и статистических методов к процессам написанной информации и к природе и направлению развития дисциплины с помощью подсчета и анализа различных аспектов написанной информации». Термин «библиометрия» аналогичен таким терминам, как «биометрия», «психометрия», «эконометрия», «наукометрия». Методы библиометрии позволяют достаточно надёжно выделять научные школы, используя для этой цели устойчивые таксоны публикаций сравнительно небольшой группы авторов по конкретной научной тематике, имеющие взаимные ссылки.

 

Меметика – аналог генетики

Исследования в области эволюционной теории познания привели в последние 15-20 лет к осознанию некоторых аналогий между Дарвиновской теорией эволюции и эволюцией процессов познания. Представим знание как информацию об окружающей нас среде и происходящих в ней процессах. Априорно главная функция знания состояла в том, чтобы носитель этого знания имел больше шансов на приспособление и выживание в собственной среде обитания. Те индивиды, которые имеют ложное знание об окружающей их среде, обречены на исчезновение и вытеснение их носителями адекватного знания. В процессе возникновения и приобретения знания отдельными индивидами наблюдаются процессы, аналогичные биологическим процессам приспособления и отбора. В работе «Эгоистический ген»  Ричардом Доукинзом была предложена концепция репликатора (от лат. replicare – отражать) в приложении к социокультурным процессам, которая более детально была им описана в его следующей работе «Расширенный фенотип». В данных работах автор впервые ввел понятие «мема», используемого им для описания процессов хранения и распространения отдельных элементов культуры.

Достаточно подробно эта аналогия рассмотрена в работе С.М. Розова Дарвинизм и эпистемология: генетика и меметика. В этот период выяснилось, что элементы массовой культуры могут быть описаны с позиций распространения и репликации, элементарных единиц культуры – репликаторов. По выражению Д. Дойча, репликатор – это любой объект, который побуждает определённые среды его копировать [Дойч Д. Структура реальности. Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2001. 400 с., с. 173]. Репликация повторяет и закрепляет в коллективной памяти некий алгоритм, некое знание. Так, институт образования отбирает, хранит и передаёт необходимый минимум знаний и умений. Стало очевидно, что возникновение и развитие знания и других элементов культуры можно описывать и исследовать с привлечением всего хорошо разработанного категориального и методологического аппарата биологических наук и рассматривать как процесс естественной эволюции, но уже не субъекта знания, как было у Докинза, а эволюции самих информационных объектов.

Концепции меметики [1-2] позволяют описывать в терминах генетики размножение, распространение, отбор, мутации и рекомбинации, а также и смерть мемов – этих элементарных единиц, квантов культуры. Такими информационными квантами – мемами, могут выступать сформулированные идеи, лозунги, религиозные догмы, мода на тот или иной стереотип поведения, музыкальные мотивы, литературные клише и обороты используемые авторами печатных работ и т.д.

Траекторию жизни мема можно представить по аналогии с траекторией вируса, который может существовать только в клетке инфицированного носителя. Так и мем, может существовать только на определенных носителях. Такими носителями могут быть люди, пресса, книги, звуковые записи, видеозаписи, компьютерные файлы и т.д. Наиболее часто роль переносчика мема выполняет человек. При этом в процессе переноса – инфекции, мем легко может подвергаться перестройке, рекомбинации с другими мемами обитающими на данном носителе. Естественный отбор сохраняет в данном индивиде в основном те мемы, которые легко им запоминаются, и понимаются другими носителями, вследствие чего они являются наиболее инфекционными.

Психологам хорошо известно, что большинству специалистов свойственно преувеличивать глубину познаний профессионала в определенной сфере деятельности, если эта сфера знаний отлична от его собственной сферы профессиональных интересов. Причем чем более удалены друг от друга эти научные области, тем сильнее это заблуждение. При этом, чем выше уровень квалификации специалиста в своей области знания и чем критичнее и осторожнее его отношение к ней, тем более доверчивее и некритичнее его отношение к результатам иных сфер знания. Именно по этой причине исследователь более всего подвержен "инфицированию" мемами из этих пограничных либо удаленных сфер деятельности, и, соответственно, познание о них представлено в его сознании, поведении, речи и научных произведениях в форме подобных мемов. Для выделения и последующего анализа таких мемов достаточно проанализировать публикации исследователей, которые не только содержат элементы его основного научного направления, но и соприкасаются с пограничными областями науки. В нашем случае такой удаленной по отношению биомедицине областью является математика, в частности, прикладная статистика.

В нашем докладе мы попытаемся взглянуть на проанализированный нами материал с позиций меметики, выделяя и вычленяя при необходимости те или иные обороты, выражения, а нередко и отдельные предложения или группы предложений, как ментальные репликаторы – мемы. Анализ таких мемов в отдельных научных школах позволяет более адекватно оценивать научный уровень таких школ, а также обнаружить явные признаки подмены целей научных публикаций.

 

Наибольшая вероятность культивирования определённого набора мемов, в т.ч. и несущих в себе ошибочную информацию, присуща локальных научным школам, базирующимся в одном вузе, НИИ, городе. Анализ мемов, наиболее часто циркулирующих в публикациях конкретной тематики, позволяет идентифицировать специфичные научные заблуждения, очевидные для профессионалов к той или иной отрасли науки. Более того, часть таких мемов имеет ярко выраженный камуфляжный характер, вызванный попыткой мимикрии к новым методологическим установкам. На смену упоминаниям в советские времена в научных публикациях очередного съезда КПСС или решений Пленума ЦК КПСС, пришли новые  камуфляжные мемы. Так, например, в биологии и медицине такими мемами становятся упоминания доказательной медицины, математических методов, в частности методов статистики, использование компьютеров, информационных технологий и т.д.

 

Часто такие упоминания не подкрепляются в самом тексте публикации никакими результатами использования этих атрибутов. Фактически такие мемы выполняют чисто камуфляжную роль, призванную «онаучить» авторские выводы, придать им солидность и доказательность. Нередко содержание таких камуфляжных мемов включает утверждения, абсурдность которых не замечают как сами авторы, так и редакции журналов, члены диссертационных советов и экспертных советов ВАК. Такое безразличие к абсурдизации камуфляжных мемов приводит к дальнейшему инфицированию ими следующих поколений читателей. В данной работе приводится пример анализа таких камуфляжных мемов, обнаруженных в одной научной школе в области медицины.

 

Одной из причин такого инфицирования является стремление авторов придать своим публикациям современный вид, отвечающий требованиям доказательной медицины. Нередко инфицирование исследователей малопонятными для них мемами математического содержания является результатом абсолютизации математического знания. 

В качестве примера рассмотрим 5 диссертаций выполненных в одной научной школе Сибирского государственного медицинского университета (г. Томск). Ниже в таблицы приведены цитаты из 2 кандидатских и 3 докторских диссертациях, проанализированных в работе [4].

 

Описание из диссертации (68,   (стр.35)

Описание из диссертации (69, стр.49)

Описание из диссертации (70, стр.39)

Описание из диссертации (71, стр.59)

Описание из диссертации (61, стр.68)

Достоверными считались отличия с уровнем доверительной вероятности

p < 0,05

Достоверными считались отличия с уровнем доверительной вероятности

p < 0,05

Достоверными считались отличия с уровнем доверительной вероятности

p < 0,05

Достоверными считались отличия с уровнем доверительной вероятности

p < 0,05

Достоверными считали различия с уровнем доверительной вероятности

p< 0,05

 

4 из этих диссертаций относятся к одной и той же научной специальности 14.00.17 – нормальная физиология, и выполнены в Сибирском государственном медицинском  университете (г. Томск), а 5-я диссертация защищена по близкой специальности 14.00.16 — патологическая физиология в том же городе. При этом один и тот же человек выступает в роли научного руководителя в кандидатских, и в роли научного консультанта в докторских диссертациях.  Это позволяет говорить о принадлежности диссертантов, их руководителей и консультантов к одной научной школе. Кроме того работы близки по срокам выполнения ­– 1992 г., 1993 г, 1994 г. и 1995 г., содержанию исследования, месту выполнения, структуре названия работ — в трёх диссертациях одно и то же первое слово, а в двух диссертациях полностью совпадают первые четыре слова.

 

Таким образом, 5 докторов и кандидатов наук, использовавших приведенный выше мем, утверждали, что степень их уверенности в своих выводах не более 5%! Это позволяет сделать вывод о том, что в научной школе СГМУ культивируется мем ошибочного понимания и описания доверительной вероятности. Наличие этого мема в нескольких диссертациях означает, что это абсурдное утверждение не смутило ни руководителей и консультантов этих диссертаций, ни членов диссертационных советов, ни представителей ведущих организаций, ни оппонентов и рецензентов, и даже членов экспертных советов  ВАК РФ. Из чего следует, что научная среда, где циркулирует данный ошибочный мем, гораздо шире, нежели научная школа, к которой принадлежат диссертанты и их руководители. Поскольку эти абсурдные утверждения приведены в квалификационных работах на ученые степени кандидатов и докторов наук, авторы которых уже годами читают лекции студентам, то очевидно, что приведенные мемы не есть результат неточного изложения авторами своих мыслей. Скорее наоборот, данные мемы суть адекватное отображение устоявшегося в данной научной школе СГМУ абсолютно искаженного представления о доверительной вероятности. Поскольку такое абсурдное описание одобрено многими официальными уровнями (ведущая организация, диссертационный совет, экспертный совет ВАК, президиум ВАК РФ), то очевидно, что и последующие исследователи, читая эти диссертации и слушая лекции этих преподавателей, также будут инфицированы данными мемами, которые вновь будут реплицироваться уже в новых статьях и диссертациях.

 

            Другой пример использования мемов, приводимых авторами статей и диссертаций в разделе  «Материал и методы». Можно выделить три группы подобных клише. В первой группе с разными вариациями просто констатируется сам факт использования статистических методов. Доля этой группы, по отношению ко всем работам содержащим описания, составляет примерно 45%. Для нее характерны следующие описания: 

  1. Результаты обработаны статистически.
  2. Обработку данных проводили статистическими методами.
  3. Результаты обработаны методом (методами) вариационной статистики (варианты: стандартными программами, общепринятыми методами и т.п.).
  4. Результаты подвергнуты статистической обработке.

Пожалуй, наиболее необычное описание этого важного этапа исследования дано в статье «Варьирование активностей цистеиновых катепсинов почек и печени» (Бюллетень экспериментальной биологии и медицины,  1995, №12,с.586-589): «Математическую обработку проводили обычным способом с использованием компьютера». Далее в статье авторы нигде не упоминают ни одного конкретного метода статистического анализа и статистического критерия, хотя и используют выражения p<0,05 и p<0,01. Попытайтесь представить себе аналогичное описание лечения больного: «Лечение производилось обычным способом с использованием лекарственного препарата».

Для второй группы работ (примерно 30%) характерно указание на более конкретные детали:

  1. Материал обрабатывали статистически по методу Лакина (варианты: по В.Ю.Урбаху; по таблицам Стрелкова).
  2. Достоверность значений определяли по t-критерию Стьюдента (варианты: по среднеквадратичному отклонению усредненных значений параметров; методом определения среднего квадратического отклонения от средней величины.
  3. Статистическая обработка материала произведена с использованием компьютера IBM PC, (Pentium II) по стандартным программам.

Очевидно, что для читателя ссылка на определенную фамилию (Лакин, Урбах, Стрелков) ни о чем не говорит, поскольку в книгах данных авторов описано много разнообразных методов. Что сможет узнать врач, например, о методике лечения больных, если автор статьи или диссертации напишет: «Лечение больным назначалось по  Машковскому»? Делать подобную ссылку все равно, что утверждать наличие методики Машковского, только по той причине, что есть лекарственные справочники с такими именами.

 

Третья группа проанализированных работ (примерно 25%) содержит достаточно безграмотные, а подчас и просто абсурдные либо противоречивые сочетания перечисляемых терминов или критериев. В таких описаниях авторы часто вводят свою собственную терминологию, не раскрывая в тексте работы смысла используемых терминов. Вот типичный пример такого описания (Докторская диссертация Ж.Г.К.): «Достоверность различия между средними арифметическими сравнениями вариационных рядов устанавливалась по степени вероятности положительной гипотезы в соответствии с описанием, приведенным в монографии Г.Ф. Лакина».

 

Рассмотрим следующий пример. На с. 41 другой диссертации дано такое описание: «Статистический анализ проводился на основе банка данных, доступ к которому реализовывался через пакет программ STATGRAPHICS в которой  использовались вариационный, корреляционный, регрессивный и дискриминантный методы, помимо средних значений расчитывались  величины дисперсий первого и второго порядка, определялась погрешность и достоверность, оценка параметров проводилась по Т-критерию Стьюдента». С другими работами этой научной школы данную диссертацию роднит не только близость научного направления и объекта исследования, но и наличие мема «на основе банка данных, доступ к которому реализовывался через пакет программ». Имеется здесь и часть других мемов, в частности упоминание «вариационного» и «регрессивного» анализа.

 

            Использование таких мемов не означает обязательного их понимания авторами. Чаще всего результаты такой смысловой инженерии остаются для авторов непонятными. Попытки медика самостоятельно овладеть всем тем огромным инструментарием, который доступен сегодня профессиональному статистику, в конечном счёте, обречены на неудачу. Статистика столь же узкоспециальная отрасль знания, как и кардиология,  гинекология, психиатрия, физиология и т.д.

 

На последней странице книги «Теория эксперимента» (М.: Наука, 1971. - 208 с.) В.В. Налимов пишет: «... Почему так часто язык статистики используется столь вульгарно? ...  Все дело в том, что язык математической статистики еще не стал родным языком экспериментатора. Экспериментатору пользоваться им так же трудно, как каждому из нас пользоваться малознакомым иностранным языком. ... Мы конечно далеки от мысли о том, что каждый экспериментатор может стать и специалистом по математической статистике. В будущем, по-видимому, нужно стремиться к созданию двухступенчатой системы организации исследований. Экспериментатор, понимающий идейную сторону теории эксперимента, должен получить возможность постоянно взаимодействовать с консультантом. Возникает необходимость в появлении специалистов нового профиля - статистиков-консультантов». Именно такой междисциплинарный союз в дальнейшем и позволит читателю статьи или диссертации не только видеть текст, но и адекватно понимать его.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Розов С.М. Дарвинизм и эпистемология: генетика и меметика. На теневой стороне. Материалы к истории семинара М.А.Розова по эпистемиологии и философии науки в Новосибирском Академгородке.  Новосибирск: Новосибирский университет; 1996. 311–338.
  2. Леонов В.П. Долгое прощание с лысенковщиной. Меметический анализ описаний методов статистики. БИОМЕТРИКА.
  3. Dunn H.L. Application of statistical methods in physiology. 33. Physiological Reviews 9, 275–398 . 1929.
  4. Леонов В.П. Локализация мемов внутри научных школ. БИОМЕТРИКА.
  5. Лакин Г.Ф. Биометрия. Москва: Высшая школа; 1990. – 352 с.
 

1997 - 2017.© Василий Леонов. E-mail: 

Доказательная или сомнительная? Медицинская наука Кузбасса: статистические аспекты.

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКОЙ НАУКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

Возврат на главную страницу.

Возврат в КУНСТКАМЕРУ

Т. Кун "Структура научных революций"