Яндекс.Метрика PhD вместо кандидатской и докторской диссертаций
Каждый слышит то, что понимает. Гете Трудных наук нет, есть только трудные изложения. А.И. Герцен. Часть материалов сайта доступна только подписчикам. На период подписки они имеют возможность оперативной консультации по статистическому анализу биомедицинских данных. Запрос на подписку направляйте редактору БИОМЕТРИКИ.

 

Юрий Крупнов
Председатель общественного ДВИЖЕНИЯ РАЗВИТИЯ
и Образовательного общества, председатель
Наблюдательного совета Института мирового развития,
советник Российской Федерации 1 класса,
лауреат премии Президента РФ в области образования.

Предлагаем читателям noopolis.ru интервью председателя ПАРТИИ РАЗВИТИЯ, председателя общественного ДВИЖЕНИЯ РАЗВИТИЯ и Образовательного общества, председателя Наблюдательного совета Института мирового развития, советника Российской Федерации 1 класса, лауреата премии Президента РФ в области образования Юрия Крупнова

Юрий Васильевич, Украина уже со следующего года перейдет к болонской системе ученых степеней, то есть, не будет кандидатов и докторов, а будет только степень доктора философии (PhD), как на Западе. Переход на такую систему должен произойти во всех странах–участницах болонского соглашения до 2010 года. То есть, России это тоже предстоит. А что на самом деле это означает? Если сравнивать западную систему научных степеней и российскую? Чему что соответствует на самом деле? Чаще всего говорят, что PhD больше соответствует кандидату.

С моей точки зрения, главное здесь не в том, что означают новые степени, и станет ли больше обладателей этих замечательных степеней, а в том, что у нашей страны нет собственной национальной позиции по данному направлению. То есть, проблема не в том, что вводится некая лучшая или худшая система, а в том, что мы фактически полностью беспомощны в образовательно-научном плане. Поэтому-то мы и принимаем болонские соглашения, не выдвигая ничего своего, и отсюда с неизбежностью происходит принятие чужой культуры, чужой системы образования и обучения. В этом суть дела. А то, что двухуровневая система научных степеней является нашей уникальной национальной культурной особенностью – это вам скажет любой эксперт, это очевидно. И, безусловно, не имеет никакого смысла отказываться от нашей системы. Но еще раз повторяю – это лишь один из элементов собственной суверенной образовательно-научной политики, а ее на сегодняшний день нет. По крайней мере, правительство и Министерство образования и науки, которое должно ее предлагать, ее пока нам не открыли.

Это некий глобальный уровень, а на уровне конкретики, чем хороша наша система, чем плоха их?

Я бы не согласился, речь идет не о глобалистике и абстрактных рассуждениях, а о всей системе организации научной и образовательной деятельности, а это всегда не связано с той или иной формой, двухступенчатой или одноступенчатой. Задача российской науки и образования всегда была связана с исходным уважением к культуре, попыткой реализовывать фундаментальность научной работы и образовательной деятельности. Поэтому здесь дело не в каких-то абстрактных идеях, не в привычках, которые возникли случайно, а в том, что практически была и существует система научного и культурного роста образовательных и научных кадров. Только так и можно определить, и по-другому быть не может. Поскольку мы уходим к западной системе докторов, как универсальной научной степени, то вся иерархия размывается, и мы приходим к плоской шкале, где мы имеем бакалавров, магистров и докторов. И это просто три формы демонстрации усидчивости и настойчивости кадров, которые никогда не могут определять ситуацию в науке. Сколько бы ни критиковали сегодня, безусловно, ужасающую ситуацию с бесконечным валом рукописей бесконечных кандидатских и докторских, по поводу коммерческого приобретения этих диссертаций – это все наносное и требует просто элементарного наведения порядка. Но, имея две диссертации, доктор наук всегда мог быть оценен независимым экспертом, в том числе через 30?40?50 лет. Человек, выносящий свои тезисы на публичную защиту и проходя сначала кандидатскую ступень, затем – докторскую, заявляет и  подтверждает свое право не только на блага высокого уровня со стороны государства и частных лиц, но и то, что он вносит существенный вклад в развитие науки. С размыванием этой двухступенчатой системы получается, что все мы все учились понемногу, когда-нибудь, чему-нибудь. Поэтому это принципиальнейший вопрос, и он действительно связан с наличием собственной национальной суверенной системы образования и науки, с наличием собственной национальной суверенной политики, либо с ее отсутствием.

А что, требования к диссертациям PhD ниже, чем к докторской?

Нет, суть именно в двухуровневости. Дело не в том, что ниже или выше. Сейчас считается, что человек через кандидатскую входит в науку, а через докторскую он вносит вклад в науку. Это две совершенно разные вещи. Еще раз повторю – независимо от того, какие есть в реальности диссертации, но все время это требование может и должно быть и со стороны ВАКа, и со стороны общественности. С точки зрения западной формы, все-таки это, прежде всего, вхождение а науку, хоть и по достаточно строгим критериям. Но это не фиксация вклада в науку, который способствует получению принципиально нового результата.

 


Наш адрес:

1997 - 2017.© Василий Леонов
Возврат на главную страницу.

Возврат в КУНСТКАМЕРУ.