Меметика – аналог генетики
Каждый слышит то, что понимает. Гете

Часть учебно-методических материалов сайта, в том числе электронная библиотека, доступны только заказчикам работ по анализу данных для кандидатских и докторских диссертаций, а также слушателям системы дистанционного обучения и консультаций. Запрос на выполнение анализа данных, обучение и консультации направляйте на мэйл E-Mail редактора БИОМЕТРИКИ

Доказательная или сомнительная? Медицинская наука Кузбасса: статистические аспекты.

Отклики читателей статьи "Доказательная или сомнительная?"

 

Меметика – аналог генетики

СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДАННЫХ ДЛЯ ДИССЕРТАНТОВ

Центр БИОСТАТИСТИКА выполняет работы по статистическому анализу экспериментальных данных уже более 30 лет. В его составе исследователи России, США, Израиля, Англии, Канады и других стран. Услугами Центра пользуются аспиранты и докторанты в области медицины, биологии, социологии, психологии и т.д. Стандартные сроки анализа данных: для статей и докладов - 5-10 дней, для кандидатских диссертаций 1 месяц, для докторских диссертаций 1,5 месяца. (См. далее)

Отзывы заказчиков по статистическому анализу данных

Дистантное обучение биостатистике с помощью IP-телефонии. Информация о специализированных курсах и семинарах по прикладной биостатистике для студентов, аспирантов, докторантов и научных сотрудников НИИ и вузов работающих в области биологии, медицины, социологии, психологии и т.д. (См. далее)

Отзывы по дистантному обучению статистике

Исследования в области эволюционной теории познания привели в последние 15-20 лет к осознанию некоторых аналогий между Дарвиновской теорией эволюции и эволюцией процессов познания.

Представим знание как информацию об окружающей нас среде и происходящих в ней процессах. Априорно главная функция знания состояла в том, чтобы носитель этого знания имел больше шансов на приспособление и выживание в собственной среде обитания. Действительно, те индивиды, которые имеют ложное знание об окружающей их среде, обречены на быстрое исчезновение и вытеснение их носителями адекватного знания. В процессе возникновения и приобретения знания отдельными индивидами наблюдаются процессы, аналогичные биологическим процессам приспособления и отбора.

На подобные параллели обращали внимание многие ученые. Достаточно подробно эта аналогия была описана К.Поппером в его известной работе "Рост научного знания". В работе "Эгоистический ген"[84] Ричардом Даукинсом была предложена концепция репликатора в приложении к социокультурным процессам, которая более детально была им описана в его следующей работе "Расширенный фенотип" [85]. В данных работах автор впервые ввел понятие "мема", используемого им для описания процессов хранения и распространения отдельных элементов культуры. В эти же годы Ламсденом и Вильсоном [86] была предложена концепция культургена. Данная концепция способствовала закреплению аналогии между механизмами передачи генетической и культурной информации. В других работах применяют термин "мим", однако по нашему мнению термин "мем" более отвечает содержанию этого понятия, поскольку он ближе к латинскому memos – память.

"Работы Даукинса, Ламсдена и Вильсона положили начало представлению и описанию социокультурных процессов с привлечением терминов и механизмов, хорошо известных в биологии. В этот период выяснилось, что практически все элементы массовой культуры – политические, религиозные, экономические и социальные явления могут быть легко описаны с позиций распространения и репликации элементарных единиц культуры - репликаторов. Быстрый прогресс в компьютерной технологии и информатизация практически всех областей человеческой деятельности привели к тому, что параллельно с осознанием способности многих элементов культуры распространяться как инфекционный процесс, мы стали свидетелями возникновения и эволюции особых информационных существ – компьютерных вирусов, чье бесконтрольное распространение может приводить к катастрофическим последствиям. Вирусы и подобные им информационные существа также являются репликаторами и имеют многие черты и атрибуты, свойственные самореплицирующимся объектам культуры. Стало очевидно, что возникновение и развитие знания и других элементов культуры можно описывать и исследовать с привлечением всего хорошо разработанного категориального и методологического аппарата биологических наук и рассматривать как процесс естественной эволюции, но уже не субъекта знания, как было у Даукинса, а эволюции самих информационных существ."[87]

После публикаций [88-92] достаточно определенно можно было уже говорить о появлении новой науки – меметики. Последние публикации [93-101] свидетельствуют об интенсивном развитии этой науки. Об этом же свидетельствует и появление в сети Интернет серверов, посвященных этому научному направлению: www.hok.no/marius/memetics, www.cpm.mmu.ac.uk/jom-emit/1998/vol2/lynch_a.html, а также телеконференции alt.memetics на которой проводится обсуждение проблем меметики.

Концепции меметики, в частности, позволяют описывать в терминах генетики размножение, распространение, отбор, мутации и рекомбинации, а также и смерть мемов - этих элементарных единиц, квантов культуры. Такими информационными квантами – мемами, могут выступать сформулированные идеи, лозунги, религиозные догмы, мода на тот или иной стереотип поведения, музыкальные мотивы, литературные клише и обороты используемые авторами печатных работ и т.д.

Траекторию жизни мема можно представить по аналогии с траекторией вируса, который может существовать только в клетке инфицированного носителя. Так и мем, может существовать только на определенных носителях. Такими носителями могут быть люди, пресса, книги, звуковые записи, видеозаписи, компьютерные файлы и т.д. Наиболее часто роль переносчика мема выполняет человек. При этом в процессе переноса – инфекции, мем легко может подвергаться перестройке, рекомбинации с другими мемами обитающими на данном носителе. Естественный отбор сохраняет в данном индивиде в основном те мемы, которые легко им запоминаются, и понимаются другими носителями, вследствие чего они являются наиболее инфекционными. При этом меметика не занимается вопросами истинности или ложности переносимой в мемах информации. Эту проблему решает естественный отбор.

Если вспомнить ложные идеи Лысенко Т.Д. и Лепешинской О.Б., то, несмотря на то, что мемами их учений было заражено множество носителей, естественный отбор показал ложность и неадекватность этих учений жизненным реалиям, и они были отвергнуты. Такой же результат мы наблюдаем как для научных, так и для идеологических и учений.

"Хотя чаще всего говорят про мемы как про структуры, существующие на человеческом материале, на самом деле не менее важны и другие носители мемов – книги, магнитные и оптические диски и т.д., хотя здесь имеются и некоторые отличия, касающиеся особенностей эволюции мемов на этих носителях. Существование мемов на технических носителях может быть уподоблено стадии споры у некоторых бактерий. В состоянии споры ни бактерии, ни мемы практически не могут претерпевать изменчивость, зато могут в латентном неизменном виде существовать веками, пережидая неблагоприятные условия внешней среды, чтобы однажды, при возникновении благоприятной ситуации, сбросить защитную оболочку и зажить активной жизнью.  Мемы ведут себя подобно живым организмам, что позволяет применить по отношению к ним терминологию и методологические подходы из эпидемиологии, теории эволюции, иммунологии, лингвистики, семиотики и создать в результате этого объединения новую эффективную теорию – меметику." [87]

Очевидно, что любая научная деятельность не может происходить, не соприкасаясь со сферой культуры. Нередко эта деятельность непосредственно оплодотворяется культурой, а подчас непосредственно сама культура и является объектом научного исследования. Применительно к нашему объекту исследования это означает, что исследователь в области биомедицины (да и в других областях тоже), мыслит и излагает эти мысли устно и письменно с помощью языка – одного из основных элементов человеческой культуры. К такому же элементу общечеловеческой культуры можно отнести и его познания в тех областях и направлениях науки, которые не относятся к непосредственной сфере его профессиональных интересов. Психологам хорошо известно, что большинству специалистов свойственно преувеличивать глубину познаний профессионала в определенной сфере деятельности, если эта сфера знаний отлична от его собственной сферы профессиональных интересов. Причем чем более удалены друг от друга эти научные области, тем сильнее это заблуждение. При этом, чем выше уровень квалификации специалиста в своей области знания и чем критичнее и осторожнее его отношение к ней, тем более доверчивее и некритичнее его отношение к результатам иных сфер знания.

Именно по этой причине исследователь более всего подвержен "инфицированию" мемами из этих пограничных либо удаленных сфер деятельности, и, соответственно, познание о них представлено в его сознании, поведении, речи и научных произведениях в форме подобных мемов.Для выделения и последующего анализа таких мемов достаточно проанализировать публикации исследователей, которые не только содержат элементы его основного научного направления, но и соприкасаются с пограничными областями науки. В нашем случае такой удаленной по отношению биомедицине областью является прикладная статистика.

В данном разделе мы попытаемся взглянуть на проанализированный нами материал с позиций меметики, выделяя и вычленяя при необходимости те или иные обороты, выражения, а нередко и отдельные предложения или группы предложений, как ментальные репликаторы – мемы.

[Назад] [Оглавление] [Вперед]

Архив статьи "Долгое прощание с лысенковщиной"

1998 - 2011.© Василий Леонов. E-mail:

Доказательная или сомнительная? Медицинская наука Кузбасса: статистические аспекты.

Отклики читателей статьи "Доказательная или сомнительная?"

Возврат на главную страницу.

Возврат в КУНСТКАМЕРУ

Т. Кун "Структура научных революций"