Яндекс.Метрика Есть ли у России будущее?
Есть ли у России будущее? 

"Думская панорама" 
 

Июнь - по традиции месяц защиты детей. Тема детской незащищенности в России с каждым годом становится все острей. Миллионы юных беспризорников, тысячи наркоманов, алкоголиков, преступников, проституток... Ужасают факты насилия над детьми. Ежегодно родители избивают около 2-х миллионов детей: 10 процентов от побоев умирают, а 2 тысячи кончают жизнь самоубийством. В год более 50 тысяч детей уходят из дома, спасаясь от собственных родителей. За пять последних лет случаи убийства младенцев собственными матерями выросли в 1,7 раз. По исследованиям Центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского, жестокому обращению в семье подвергаются в основном дети 6-7 лет. 60-70 процентов детей, постоянно избиваемых в неблагополучных семьях, отстают в развитии, страдают различными физическими и психо-эмоциональными расстройствами. 

Мы привыкли считать, что дети - наше будущее. Так какое будущее нас ждет? В каком мире будут жить наши дети и дети наших детей? Что мы, взрослые, можем сделать для них сегодня, сейчас? Как живется женщине, продолжательнице рода, сегодня в нашей стране? Реализовано ли в полной мере конституционное равенство прав и возможностей мужчин и женщин? Могут ли женщины быть спокойны за свою семью? 

Этими проблемами в Государственной Думе занимается Комитет по делам женщин, семьи и молодежи. О том, можно ли их вообще решить в современной России - разговор с председателем комитета Светланой Горячевой. 
 

- В последние годы в стране принято немало законов, призванных облегчить положение самых незащищенных слоев населения, и женщин в частности, - полагает Светлана Горячева. - Это и Семейный кодекс, и изменения регулирования труда женщин и работников с семейными обязанностями, акты, определяющие первоочередные задачи государственной политики в отношении женщин. Уже несколько лет действует Национальный план улучшения положения женщин и повышения их роли в обществе, федеральная целевая программа "Безопасное материнство", программы "Охрана репродуктивного здоровья", "Половое воспитание". Однако на самом деле ситуация не улучшилась, а, наоборот, стала еще хуже. Политики как будто забывают о том, что народы и государства есть, пока есть женщина, способная выполнять наиболее значимую для него, государства, функцию - материнскую, то есть воспроизводить новую жизнь. 

Что же сейчас происходит в России? Оказывается, стать и быть матерью - не только трудно, но и опасно для жизни. В 1998 году показатель материнской смертности у нас был в 6,2 раза выше, чем в США и в 27,5 раза выше, чем в Финляндии. 

С 1987 по 1996 годы родилось почти на 6 млн. детей меньше, чем за предыдущие 10 лет. Количество молодых людей в возрасте до 16 лет сократилось на 3 млн. человек, т.е. почти на 10%. На 10 беременностей в России - 7 абортов. Женщины или не хотят, или не могут иметь детей. И это уже не проблема женщины и не проблема семьи. Это - проблема государства. И вот почему. Из доклада генерального секретаря ООН "О контроле за мировым населением" следует, что к 2050 году Россия выйдет на первое место в мире по убыли населения: нас станет меньше на 26 миллионов и будет 121 миллион человек. В то время как Америка за это же время планирует увеличить население до 349 миллионов - в 3 раза! И Америке, и Западу выгодно такое положение в России. А нашему государству? Российская Федерация занимает самую большую территорию. Нас просто не хватит, чтобы заселить ее, обеспечить рабочими руками и специалистами промышленные производства, сельское хозяйство, государственные учреждения, систему образования... 

Молодежь хотя и составляет сегодня до 25 процентов населения Российской Федерации, однако ежегодно уменьшается на один миллион. Происходит старение общества. В 25 регионах России, в основном, на чисто российских территориях: Ивановской, Рязанской, Тверской, в Москве, в районах Крайнего Севера, Дальнего Востока, количество стариков уже превышает детское население. Пока это не касается национальных республик в составе России. Но о депопуляции русского народа уже можно говорить. А ведь русский народ - государствообразующая нация. 

Статистические данные о численности, закономерностях развития народонаселения может дать только перепись. А она в нашей стране не проводилась с 1989 года. Правительство, правда, запланировало ее на 2002 год. Но, не зная точных цифр, нельзя разработать социально-экономическую программу развития страны или программу создания и развития рынка труда, жилищную программу и так далее, поскольку демография пронизывает все области жизнедеятельности общества. Без демографической экспертизы нельзя принимать социальные законы. 

Как обстоят дела с семьей, в семье? Здесь тоже целый букет проблем, считает Светлана Горячева. 

За последние пять лет в России число браков сократилось на 1/3. Половина из них к тому же распадается. И, что особенно беспокоит, 2/3 распадающихся семей - молодые семьи. Здесь много причин: от психологической несовместимости, до проблем жилищного и материального характера. 

В последнее время к малоимущим в России относилось 69% семей с тремя и более детьми. В ситуации крайней бедности находились 33% многодетных семей. Особенно высок уровень бедности семей в Дагестане, Ингушетии, Тыве, Читинской и Магаданской областях и ряде других. 

Сегодня в России порядка 4 миллионов беспризорных. Нет района, в котором бы не было детского приюта. Такого у нас не было даже в годы войны. Причины беспризорности разные. Очень много детей-сирот при живых родителях: алкоголиках или безработных, не способных прокормить ни себя, ни своих детей. Такие родители просто приходят и просят: "Заберите, а то умрут от голода, кормить нечем". 

Беспризорность - страшная проблема. И сейчас я не вижу, как ее можно было бы быстро решить. Увеличить количество детских приютов? Но в этом ли выход? 

Убеждена, что беспризорность тесно связана с проблемой создания нормальных условий для существования семьи. А семья станет нормальной только тогда, когда у мужчины появится возможность нормально зарабатывать. Сейчас же у нас явная безработица, скрытая безработица, и у мужика руки опускаются, он деградирует, начинает пить. Нередко к нему присоединяется и жена. А детей "подбирает" улица. 

А ведь семья во все времена - независимо от формы общественного устройства государства - являлась и должна являться самой устойчивой ячейкой общества. Здесь отношения должны строиться на любви, взаимопонимании, стремлении взрослых быть счастливыми и дать счастье своим детям. А в России сейчас все не так. 

Одна треть безработных в Российской Федерации - молодые. Из получающих высшее образование молодых людей только 50 процентов могут устроиться на работу. Остальные пополняют ряды безработных, криминальные структуры. В отличие от взрослого населения молодежь не обладает иммунитетом против антисоциальных явлений, поэтому, как правило, именно молодые идут в преступный бизнес. Девочки занимаются проституцией, а парни - рэкетом, наркобизнесом и так далее. Число преступлений, совершаемых подростками, растет. По данным МВД, 182 тысячи преступлений приходится на несовершеннолетних. И если на 100 тысяч взрослого населения приходится 1629 преступлений, то на долю детей - 2030. Все это очень тревожно. Не обеспечивая молодежь работой, мы сами толкаем ее в преступный мир. По выборочным данным, 2/3 молодежи находятся за чертой бедности. 

В ряду законов, наработанных прошлой Думой и требующих логического завершения, - закон "Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации". К сожалению, президент наложил на него вето. Мы создали специальную комиссию, в которую вошли и депутаты, и представители администрации президента. Очень тщательно отрабатываем каждый довод президента и постараемся учесть все, чтобы закон был принят. 

Почему он так важен? На базе этого закона мы сможем разработать целый ряд других, необходимых для молодежи специальных законов. Например, о жилищных субсидиях для молодых семей. Конечно, мы понимаем, что государство сегодня очень бедно. Для сравнения: доходная часть бюджета составляет 797 млрд. рублей, или 27 млрд. долларов США. В то время когда только профицит бюджета США составил более 100 млрд. долларов. Так что с государства и взять особо нечего. 

До реформ у нас была очень хорошая форма молодежного жилищного строительства - МЖК. К сожалению, с 1992 года строительство заморожено. Более того, недостроенные дома разрушаются. Конечно, достроить гораздо проще, чем построить, но у молодых и на это денег нет. Поэтому государство должно им помочь. С демографической точки зрения государству это выгодно: необходимо создавать новые семьи, чтобы увеличить рост населения. А для этого нужно обеспечить молодежь жильем. 

В чем сложность? Мы полагаем, что на строительство жилья для молодых средства должны выделяться не только из федерального бюджета, но и привлеченные, на выгодных условиях. Если молодой человек берет в банке кредит под строительство жилья, у банка должны быть гарантии его возврата. И именно государство обязано побеспокоиться о том, чтобы банку было выгодно это делать. Конечно, кредиты должны быть долгосрочные. 

Если мы сможем в законе учесть интересы государства, финансирующих структур и молодого человека, предусмотреть не только права, но и взаимные обязанности сторон, то, как убеждена Светлана Горячева, вопросы жилья для молодых в России сдвинутся с мертвой точки. Сейчас мы ищем специалистов, создаем рабочую группу. И если через полгода-год проект будет подготовлен, решится очень важная для государства проблема. 

Не менее необходимо дать молодым возможность работать и зарабатывать. Один из законопроектов, над которым будет работать комитет, - закон "О предпринимательской деятельности молодежи". Фактически у молодых нет свободных ниш для развития собственного бизнеса. Поэтому молодому человеку - честному, без опыта и знаний - надо пройти круги Дантова ада, научиться лавировать между законами криминала и законами государства, чтобы создать свою структуру и получить выгоду. Иначе не выжить. Поэтому нужен законопроект, который позволил бы молодежи заниматься предпринимательством. В этой ситуации необходимы налоговые льготы. Будем стараться, чтобы они не превратились в лазейку для нечистых на руку. Закон должен быть универсальным, в него важно заложить не только налоговые льготы для молодых людей, но и их ответственность перед государством. 

Третий молодежный законопроект - о трудовой занятости молодых специалистов - должен помочь выпускникам вузов обрести работу. Раньше выпускник должен был три года отработать там, куда его направило государство. Многим система распределения не нравилась, однако мы не знали, что такое молодежная безработица. Специалист приезжал к месту назначения, ему полагалось жилье. Три года он работал. Нравилось - оставался, не нравилось - уезжал. Сегодня нельзя вернуться к старой системе распределения, но сделать так, чтобы руководителям предприятий было выгодно брать на работу молодежь, можно. Существует же закон, предусматривающий льготы тем, кто берет на работу и использует труд инвалидов. Аналогичный закон нужен и для молодых. Причем, на всех предприятиях, независимо от форм собственности. Только обязывающими мерами ничего не добьемся. Нужна экономическая заинтересованность. 

Но возникает вопрос: льготы там, льготы тут, не получится ли так, что еще больше снизится доходная часть бюджета? 

Есть два направления государственной социальной политики: активная и пассивная. Активная политика стимулирует создание и сохранение рабочих мест. Главное, чтобы вложенные в это деньги могли воспроизводиться, работающие получать заработную плату и платить налоги государству, то есть, пополнять доходную часть бюджета. В международной практике это известно как "социальная поддержка". Ее цель - поддержать частное лицо или предприятие в его стремлении вкладывать деньги в экономику, расширять производство. 

Пассивная социальная политика - а именно она проводится в России - в первую очередь направлена на поддержание слоев населения, которые сами не могут обеспечить себе уровень доходов, достаточный для существования в пределах минимальных социальных стандартов потребления. В нашей стране таким стандартом является величина прожиточного минимума. Например, в 2000 году на социальную политику у нас предусматривалось 62 млрд. рублей. Из них на решение проблем молодежной политики выделено всего 2 процента. 98 процентов - на пенсионеров, стариков. Это означает, что средства федерального бюджета последних лет, налоговая политика не способствуют стимулированию инвестиций и созданию рабочих мест. Инвестиционная активность крайне мала, капиталы продолжают утекать из России. Такое государство, если не перестроится, никогда не сможет пополнить доходную часть бюджета. 

На мой взгляд, нам, в первую очередь через налоговую, кредитную системы, необходимо стимулировать предпринимательскую активность, сохранять рабочие места и создавать новые. То есть проводить активную экономическую политику. В стране должно быть выгодно расширять производство. Ведь из чего состоит бюджет? В большей части из налогов с предприятий и физических лиц. Чем больше будет богатых предприятий, предпринимателей, чем больше будет рабочих мест и выше заработная плата, тем больше будет доходная часть бюджета. Конечно, государство еще торгует природными ресурсами, но ведь это невозобновляемый источник доходов. Можно все продать, а с чем останемся? Поэтому и надо думать, как перейти к активной социальной политике, как вложить средства в расширение производства, создать нормальную конкурентную среду. Есть много возможностей это сделать. Например, усилить государственное регулирование в базовых отраслях экономики, изменить ценообразование в сфере энергетики, тарифную политику государства. Цена на энергоносители вкладывается в цену любого товара. Капиталистические государства сегодня стараются держать более жесткую государственную монополию в энергетике. У нас же все наоборот: между производителем энергии и потребителем - десятки посреднических контор, немыслимо удорожающих цену на энергоносители. 

Теперь несколько слов о других законопроектах, над которыми комитет будет работать в ближайшее время. Это, кстати, отклоненный президентом закон "О государственной поддержке многодетных семей". Трудно сказать, почему президент наложил вето, ведь многое, предусмотренное в нем, уже есть в подзаконных правовых актах - постановлениях или указах. В проекте закона такие гарантии просто сведены воедино. Конечно, правительству выгодно не иметь закон, потому что постановление в любой момент можно отменить. Закон так легко не обойдешь. Пока же получается, что многодетность не поощряется государством. Когда мы начинаем поднимать эту проблему, нас пытаются убедить в том, что много детей сейчас только в социально неблагополучных семьях. Офицальной статистики нет, но есть ряд исследований, которые свидетельствуют, что только 8 процентов родителей многодетных семей можно назвать асоциальными. А остальные - приличные люди, любящие детей и желающие, чтобы их было больше. На их поддержку и ориентирован закон. 

Сегодня комитет работает над проектом закона "О банке данных на детей, оставшихся без попечения родителей". Предыдущий состав комитета поработал над этой проблемой очень хорошо. В Семейный кодекс, ряд других законодательных актов уже внесены изменения, касающиеся усыновления детей, особенно иностранцами. За последние годы прокуратурой выявлено много фактов беззастенчивой торговли российскими детьми. О детях, вывезенных за границу, не было никакой информации, зачастую российские дети были донорами для трансплантации органов. Как видите, этот закон необходим. Сейчас у нас существуют банки данных на уровне субъектов Федерации. Из-за неурегулированности их деятельности нормами закона - это питательная среда для взяточников. За взятку, подношение, можно получить любые сведения о детях, оставшихся без попечения родителей. Проект закона предусматривает создание федерального банка данных на уровне правительства, жесткие меры для обеспечения секретности этой информации и ответственность за злоупотребления. 

В России огромное количество семей, желающих усыновить или удочерить ребенка, но 90 процентов российских детей усыновляют иностранцы. Желание наших соотечественников, способных в Российской Федерации обеспечить нормальную жизнь ребенку, игнорируется. Наш закон предусматривает приоритет российских семей. И только в том случае, когда использованы все возможности внутри страны, предусмотрена незначительная возможность для усыновления российских детей иностранцами. Кроме того, законодательство обязывает обеспечивать контроль за такими детьми через консульства до совершеннолетия. 

Сейчас в комитете рассматривается законопроект "О внесении изменения в часть I статьи 16 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", внесенный правительством. Сложилась очень тяжелая ситуация с выплатой детских пособий. А ведь многодетные семьи, особенно в сельской местности, зачастую на них и живут. В прошлом году мы приняли закон, действовавший до 1 января 2000 года, о выплате пособий тем, где на одного члена семьи приходится меньше одного прожиточного минимума. Сегодня в Российской Федерации прожиточный минимум около 1100 рублей. Если в семье из трех человек доход ниже 3300 рублей, она получает детское пособие. Закон помог за полгода сократить задолженность по детским пособиям с 35 миллиардов рублей до 28 миллиардов, то есть на 6 миллиардов рублей. Сейчас правительство просит узаконить эту практику. Если комитет согласится, то с временными рамками, только до конца 2000 года. Может быть, завтра государство будет жить лучше, сможет рассчитаться по всем долгам и тогда его помощь семьям будет не лишней. А сегодня статистика показала, что пособий не лишены даже семьи со средним доходом, и мы их защитим в текущем году. Вычленим только тех, кто имеет высокий доход. 

В Российской Федерации три вида бизнеса дают сверхприбыли: порнобизнес и проституция, торговля спиртными напитками и сигаретами и наркобизнес. Среди потребителей наркотиков дети и молодежь составляют 76 процентов - более чем 2/3!. Наркодельцы создали огромную сеть наркораспространения. Почему им удалось это сделать? Причин много, но одна из них - мягкие законодательные меры ответственности за это. По нашему уголовному и административному законодательству меры ответственности за распространение, хранение и перевозку наркотических средств несоразмерны тяжести этих преступлений. За нанесение телесных повреждений, убийство ответственность гораздо серьезней, чем за распространение наркотиков. Но в первом случае, вред нанесен здоровью одного человека. А в оборот распространения наркотиков вовлечены сотни тысяч подростков. И каждый сидящий на игле заплатит какие угодно средства за очередную порцию. Ответственность несоразмерная. Если алкоголика еще можно вылечить, то наркомана практически нет. Он обречен. Мы считаем, что меры ответственности за все, что связано с наркотиками, должны быть значительно ужесточены. 

Но только комплекса административных ужесточений недостаточно. Государство должно создавать и стимулировать создание различных детских учреждений, клубов, секций, в том числе и спортивных, - всего того, что у нас уже было, но утеряно. Делать это необходимо, если мы намерены вытащить детей из подвалов, отнять у криминальной среды. Нужно поощрять структуры, независимо от форм собственности, которые готовы вкладывать средства в детский досуг. Главное, чтобы подростку было интересно, чтобы он туда шел. 

Сейчас мы изучаем опыт Самарской области. Там удалось создать спортивно-оздоровительный центр "Здоровье" при Федерации профсоюзов, который охватил трудных подростков. Администрация области старалась заинтересовать экономические структуры, у которых была возможность вкладывать деньги в развитие детского спорта. Мы пытаемся понять, почему в Самарской области есть такая инициатива, а у соседней - нет. И что нужно законодательно сделать, чтобы создать систему профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. 

Сегодня у комитета есть возможность наработать ряд законопроектов, влияющих на положение женщин, семьи, молодежи. И мы постараемся свой нравственный долг достойно выполнить.

Возврат на главную страницу.

Возврат в КУНСТКАМЕРУ.
Rambler's Top100